«Центр экспертиз
«Регион-Приморье»

Главная О компании Статьи Контакты
Владивосток, пр-т 100-летия,
д. 49, оф. 21, 1 этаж
expertizcentr@mail.ru

+7 904 6290-335
+7 908 4400-632
8 (423) 2-990-335, 2-500-632

  • Строительно-технические экспертизы
    Строительно-технические экспертизы
  • Экспертизы инженерных систем зданий (электрика, сантехника)
    Экспертизы инженерных систем зданий (электрика, сантехника)
  • Землеустроительные экспертизы
    Землеустроительные экспертизы
  • Товароведческие экспертизы
    Товароведческие экспертизы
  • Компьютерно-технические экспертизы
    Компьютерно-технические экспертизы
  • Бухгалтерские и финансово-аналитические экспертизы
    Бухгалтерские и финансово-аналитические экспертизы
  • Почерковедческие и технико-криминалистические экспертизы
    Почерковедческие и технико-криминалистические экспертизы
  • Автотехнические экспертизы
    Автотехнические экспертизы
  • Лингвистические и психолого-лингвистические экспертизы
    Лингвистические и психолого-лингвистические экспертизы
  • Оценочные экспертизы
    Оценочные экспертизы
  • Почвоведческие и лесотехнические экспертизы
    Почвоведческие и лесотехнические экспертизы
  • Медицинские исследования по материалам дела
    Медицинские исследования по материалам дела
  • Транспортно-трасологические экспертизы
    Транспортно-трасологические экспертизы
  • Оценка судов и техсостояния
    Оценка судов и техсостояния
  • Экспертизы технически-сложного оборудования
    Экспертизы технически-сложного оборудования
  • Психологические экспертизы
    Психологические экспертизы
  • Звуковые фоноскопические экспертизы
    Звуковые фоноскопические экспертизы
  • Экспертизы по защите прав потребителя
    Экспертизы по защите прав потребителя

Лингвистические и психолого-лингвистические экспертизы

Лингвистическая экспертиза

Объекты исследования лингвистической экспертизы:

  • печатные и рукописные тексты;
  • контент сайта в интернете;
  • аудиозаписи и видеозаписи;
  • публикации в газетах и журналах;
  • товарные знаки, вывески;
  • рекламные щиты;
  • буклеты, брошюры и прочее;
  • надписи на иностранных языках.

Вопросы лингвистической экспертизы по спорным текстам в связи с иском о защите чести и достоинства (ст. 152 ГК РФ), а также уголовным делом о клевете (ст. 129 УК РФ):

  1. Содержатся ли в статье ... выпуска № ... (2003 г.) журнала "..." негативные сведения о ... (ФИО), его деятельности и о его личных деловых и моральных качествах? В каких конкретно высказываниях содержится негативная информация?
  2. Если в вышеуказанных фразах имеются негативные сведения о ..., то в какой форме они выражены: утверждения, предположения, вопроса?
  3. В каком значении употреблено слово "..." в ... контексте абзаца "..."/ предложения: "..." в статье, опубликованной в ...?
  4. Какова композиционная структура текста статей (статьи), какие художественные приемы использует автор и как они характеризуют героев публикации?
  5. Составлен ли текст статьи в соответствии с речевой стратегией дискредитации?

Вопросы лингвистической экспертизы по обвинению в оскорблении (ст. 130 УК РФ):

  1. Носят ли высказывания ..., относящиеся к гражданину (ФИО), оскорбительный характер?
  2. Имеется ли в высказываниях ... отрицательная оценка личности гражданина (ФИО), подрывающая его престиж в глазах окружающих, наносящая ущерб уважению к самому себе?
  3. Идет ли речь в высказывании, содержащем отрицательную оценку личности в неприличной форме, несомненно и именно о гражданине (ФИО)?
  4. Имеется ли в тексте выраженная в неприличной форме отрицательная оценка личности гражданина (ФИО), имеющая обобщенный характер и унижающая его честь и достоинство?
  5. Адресованы ли эти высказывания лично истцу?

Вопросы лингвистической экспертизы по делам о взятках, угрозах, домогательствах и т.д.:

  1. Содержатся ли в высказываниях требования передачи денежных средств?
  2. Кому из участников разговора принадлежит инициатива написания расписки?
  3. Следует ли из представленных на анализ разговоров, что М1 и М2 согласуют свои действия друг с другом?
  4. Содержится ли в исследуемом высказывании (диалоге) угрозы применения насилия? Если да, то с чем связаны угрозы?
  5. Кому принадлежит коммуникативная инициатива в части передачи денежных средств?
  6. Каковы отношения между участниками диалога?
  7. Являются ли протоколы допросов свидетелей дословной фиксацией разговорной речи?
  8. Имеются ли признаки того, что показания давались в формате диалога, однако вопросы следователей в тексте протоколов не зафиксированы?
  9. Показывает ли сравнительный анализ показаний свидетелей, что в них содержится большое количество совпадений? Если да, то каков характер этих совпадений (слова, обороты речи, грамматические, пунктуационные ошибки, опечатки, стилевые особенности)? Записаны ли данные показания от первого лица и дословно?

Вопросы лингвистической экспертизы по спорным текстам СМИ в связи с уголовными делами по обвинению в экстремизме, в разжигании межнациональной, религиозной вражды (По признакам состава преступления, обозначенного в федеральном законе "О противодействии экстремистской деятельности"):

  1. Имеются ли в сюжетах, показанных телекомпанией "...", слова, выражения или высказывания, содержащие негативные оценки в адрес какой-либо одной национальной, конфессиональной или социальной группы по сравнению с другими социальными категориями?
  2. Имеются ли высказывания, содержащие резкую негативную оценку или выражающие неприязненное, враждебное отношение по отношению не к отдельным представителям, а ко всей этнической группе? Если есть, то в какой форме они выражены: утверждения, мнения, эмоционально-экспрессивной оценки, субъективного оценочного суждения и т.п.?
  3. Является ли автором высказываний, содержащих негативную оценку, высказываемую в адрес какой-либо этнической, социальной группы, редакционная коллегия, или высказывания с отрицательной оценкой даны в виде цитат, персональных мнений респондентов, личного мнения комментатора, корреспондента или каких-либо официальных лиц?
  4. Имеются ли высказывания, содержащие пропаганду неполноценности граждан какой-либо национальности или социальной группы по сравнению с другой нацией или группой?
  5. Имеются ли высказывания, содержащие призывы к осуществлению каких-либо враждебных или насильственных действий по отношению к лицам какой-либо национальности?
  6. Имеются ли высказывания уничижительного характера по отношению к лицам какой-либо национальности, этнической или социальной группы?
  7. Имеются ли высказывания побудительного характера или фразы в форме директивного предписания к действиям в пользу одной социальной группы за счет другой?
  8. Имеются ли высказывания, которые с точки зрения современного носителя русского языка можно истолковать как приписывание всем представителям одной этнической группы следования древним обычаям, верованиям, традициям действий, негативно оцениваемых современной российской культурой?
  9. Есть ли высказывания в форме утверждения о природном превосходстве одной нации и неполноценности, порочности другой?
  10. Есть ли высказывания, содержащие утверждения о возложении ответственности за деяния отдельных представителей на всю этническую группу?
  11. Есть ли высказывания побудительного характера, содержащие призывы к враждебным или насильственным действиям в отношении лиц определенной национальности, одной социальной группы против другой?
  12. Есть ли высказывания об изначальной враждебности какой-либо нации?
  13. Есть ли высказывания о полярной противоположности, антагонизме, принципиальной несовместимости интересов одной этнической группы по отношению к какой-либо другой?
  14. Есть ли высказывания, где бедствия, неблагополучие в прошлом, настоящем и будущем одной социальной, этнической или конфессиональной группы объясняются существованием и целенаправленной деятельностью (действиями) другой нации, народности, социальной или этнической группы?
  15. Имеются ли высказывания о враждебных намерениях какой-либо нации в целом?
  16. Имеются ли высказывания, содержащие положительные оценки, восхваление геноцида, депортации, репрессий в отношении представителей какой-либо нации, конфессии, этнической группы?
  17. Имеются ли высказывания, содержащие требования, призывы к ограничению конституционных прав и свобод граждан каких-либо этнических, конфессиональных или социальных групп?
  18. Имеются ли высказывания с призывами дать привилегии отдельным гражданам или группам лиц, объединенных по национальному, конфессиональному или иному социальному признаку?

По материалам в связи с арбитражными спорами:

  1. Каково толкование пункта договора? Следует ли из пункта договора, что …?
  2. Каково значение слова «…» в контексте расписки? Следует ли из данной расписки, что …?
  3. Показывает ли лингвистический анализ доверенности, что лицо имеет право на… ?
  4. Соответствует ли нормам современного русского литературного языка название "…"?
  5. Как соотносится это название с другими названиями (...) - разные они, и сходны ли до степени смешения?
  6. В какой мере слово "…" может с устойчивостью ассоциироваться в языковом сознании носителей русского языка с персонажем "…"?
  7. Может ли слово "…" быть применимо в устной и письменной русской речи исключительно к персонажу "…"?
  8. Имеет ли принципиальное значение для идентификации "…" как литературного персонажа написание данного слова заглавными либо строчными буквами?
  9. Каково значение слова "…" в контексте рекламного макета "…"; употреблено ли слово "…" в данном макете для обозначения превосходной степени качества обозначаемого свойства?
  10. Какие слова входят в состав словесной части обозначения, входящего в структуру комбинированного товарного знака, состоящего из ….?
  11. Имеются ли в составе вербального компонента рассматриваемого комбинированного знака слова, являющиеся общепринятыми наименованиями или терминами, характерными для какой-либо конкретной отрасли производства или области науки и техники?
  12. Доминирует ли в рассматриваемом комбинированном товарном знаке вербальный компонент (словесное обозначение)?
  13. Являются ли слова "…" и "…" синонимами?
  14. Если слова синонимами не являются, то как следует понимать значение каждого из слов в отдельности? В этой связи правильным ли является понимание слова "…" как "…", а слова "…" - как "…"?

Стоимость лингвистической экспертизы в 2020 году:

  1. Исследование по 1 категории сложности при внесудебной экспертизе, за один вопрос составит 18 000 рублей;
  2. Исследование по 2 категории сложности при внесудебной экспертизе, за один вопрос составит 28 000 рублей;
  3. Исследование по 3 категории сложности при внесудебной экспертизе, за один вопрос составит 38 000 рублей;
  4. Устная консультация по 1 категории сложности: Помощь в создании вопросов для судебной экспертизы составляет 1 500 рублей;
  5. Устная консультация по 2 категории сложности: По определению возможности выполнения исследования составляет 2 500 рублей;
  6. Устная консультация по 3 категории сложности: По определению возможности выполнения исследования в сложных случаях выполнение предварительного исследования составляет 5 800 рублей;

Примечание:

Сложность исследования: большой объем листов, рукописный текст и т.д.
По судебной экспертизе производится расчет.

Психолого-лингвистическая экспертиза

Предметом психолого-лингвистической экспертизы является:

психика человека и материальные источники информации о психической деятельности человека могут относиться вещественные доказательства, протоколы допросов, документы, продукты психической деятельности (дневники, письма рисунки) видео аудио записи.

Границы компетенции судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе:

  1. установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки не связанного с психическими заболеваниями отставания в психическом развитии, полностью осознавать значение своих действий, и определение, в какой мере эти несовершеннолетние способны руководить своими действиями;
  2. установление способности психически здоровых свидетелей и потерпевших (с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, уровня психического развития) правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;
  3. диагностика наличия или отсутствия у субъекта в момент совершения преступления физиологического аффекта и иных непатологических эмоциональных состояний, способных существенно влиять на сознание и деятельность человека;
  4. установление способности психически здоровых потерпевших по делам об изнасилованиях (в первую очередь несовершеннолетних) понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление;
  5. установление возможности возникновения у человека в конкретных условиях психических состояний (растерянности, потери ориентировки и т.д.) и экспертную оценку их влияния на качество выполнения профессиональных функций в авиации, на железнодорожном и автомобильном транспорте, в работе операторов автоматизированных систем и т.п.;
  6. диагностика индивидуально-психологических особенностей (например, повышенной внушаемости, склонности к фантазированию, импульсивности, подражательности, ригидности и т.п.), способных существенно влиять на поведение субъекта;
  7. установление ведущих, упрочившихся мотивов (в психологическом значении этого понятия) поведения человека и мотивации конкретных поступков как важных психологических обстоятельств, характеризующих личность;
  8. установление наличия или отсутствия у умершего в период, предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагающего к самоубийству, и причин возникновения этого состояния.

Границы компетенции судебно-психологической экспертизы в гражданском процессе:

  1. Установление степени понимания подэкспертным лицом содержания заключенных им сделок, его способности принимать достаточно обоснованные решения;
  2. выявление у дееспособного субъекта непатологических психических аномалий, препятствующих адекватному отражению действительности;
  3. установление психологической совместимости детей с родителями, с усыновителями, с опекунами;
  4. установление психологической совместимости супругов;
  5. установление способностей свидетелей правильно воспринимать и анализировать имеющие значение для дела события и давать о них правильные показания;
  6. оценка степени привязанности между родителями и ребенком;
  7. оценка планов родителей относительно воспитания ребенка;
  8. способности каждого из родителей удовлетворять потребности развития ребенка;
  9. целесообразность определения местожительства ребенка с одним из родителей;
  10. порядок общения ребенка с родителем и другими родственниками;
  11. выяснение предпочтений ребенка, с кем из родителей он хотел бы жить;
  12. могло ли лицо с учетом его индивидуально-психологических особенностей в определенных условиях правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства (дается перечень конкретных обстоятельств;
  13. обладает ли лицо необходимым уровнем сенсорной чувствительности для восприятия раздражителя (указывается какого) в имевшей место ситуации (дается описание ситуации). При нарушении тех или иных органов чувствительности у данного лица выясняется возможность его компенсаторной чувствительности. Выясняется также способность лица правильно воспринимать значимые для дела обстоятельства в зависимости от уровня его внушаемости.

Основные следственные ситуации, в разрешении которых используется судебно-психологическая экспертиза:

  • определение способности несовершеннолетних обвиняемых, страдающих умственной отсталостью, не связанной с психическими заболеваниями, полностью сознавать себя, давать отчет в своих действиях;
  • установление способности потерпевших от половых преступлений правильно воспринимать характер и значение действий преступника;
  • определение способности верно воспринимать значение для дела обстоятельства и давать о них показания;
  • определение наличия или отсутствия физиологического аффекта и иных эмоциональных состояний в момент совершения преступления;
  • установление наличия или отсутствия у лица в период предшествовавший смерти психического состояния, предрасполагающего к самоубийству;
  • установление обстоятельств, связанных с управлением техникой;
  • определение возможного психологического давления со стороны работников правоохранительных органов на участников уголовного процесса (обвиняемого, потерпевшего и др.) в период расследования преступления.

Вопросы, решение которых непосредственно вытекает из изучения свойств личности и позволяет получить о ней существенную информацию, можно сформулировать следующим образом:

  • Какова общая психологическая характеристика лица (темперамент, характер, склонности, мотивационная сфера и т.д.)?
  • Какие психические свойства личности имеют ярко выраженный характер и могут оказывать существенное влияние на ее поведение (вспыльчивость, замкнутость, крайняя осторожность и т.д.)?
  • Каковы доминирующие мотивы поведения данного лица?
  • Какой вид памяти у лица является преобладающим?
  • Могло ли данное лицо, исходя из его индивидуально-психологических особенностей, воспринять определенный звук, запах, цвет, скорость движения объекта?
  • Есть ли у конкретного лица возрастные и индивидуальные особенности, которые могут повлиять на объективность его показаний?
  • Как могло повлиять психическое состояние субъекта в момент события на правильность восприятия, запоминания, воспроизведения фактов, имеющих значение для дела?
  • Могло ли лицо, находясь в определенном психическом состоянии, предвидеть последствия своих действий?
  • Способен ли обвиняемый, учитывая уровень и особенности его умственного развития, правильно понимать значение своих конкретных действий и их последствий?
  • Мог ли обвиняемый, по состоянию его психики, осознавать значение своих действий или руководить ими?
  • Могла ли потерпевшая в силу своего возраста или уровня развития правильно понимать характер и значение совершаемых с нею действий и оказывать сопротивление при посягательстве на ее половую неприкосновенность?
  • Каким образом семейная ситуация, индивидуально-психологические особенности родителей, мотивационные факторы повлияли на эмоциональное состояние и психическое развитие ребенка?

Особого внимания и выявления субъективных факторов требуют дела, в которых лица связаны с управлением техникой

Здесь желательно проведение судебно-психологической экспертизы для решения следующих вопросов:

  • Какова реакция данного лица на препятствие, которое внезапно возникает?
  • Как отразились те или иные объективные условия на степени внимания к исследуемому, на скорости и точности его реакции?
  • Какое влияние могли оказать индивидуально-психологические особенности данного лица на его действия в непривычной обстановке?
  • Как могла повлиять усталость на поведение человека в конкретной обстановке?
  • Каково возможное влияние тех или иных негативных эмоций (душевных переживаний), возникших у исследуемого лица на событие, на характер его действий?

Судебно-психологическая экспертиза с целью определения физиологического состояния аффекта и иных эмоциональных состояний:

  • Не находился ли испытуемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии физиологического аффекта?
  • Не находился ли он в момент совершения инкриминируемого ему деяния в эмоциональном состоянии (стресс, фрустрация, растерянность), которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?
  • Какие индивидуально-психологические особенности испытуемого могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?
  • Учитывая психическое состояние и индивидуально-психологические особенности испытуемого, а также обстоятельства дела, мог ли он точно соотносить свои оборонительные действия с объективными требованиями ситуации?

  • Главная
  • О компании
  • Статьи
  • Контакты


ООО «Центр экспертиз «Регион-Приморье»
Copyright © 2010-2021